За что взимаются штрафы?

Штрафные санкции АО «ФГК» прописаны в договорах оперирования и оферте. Помимо этого грузоотправителю могут быть выставлены штрафы от ОАО «РЖД».

Часто встречающиеся случаи выставления штрафов

  • Штраф за неточно/неправильно указанный груз. Ст.98 Устава железнодорожного транспорта (УЖДТ). Применяется в случае, если неправильно указанное наименование груза привело к уменьшению ставки ОАО «РЖД». Если ошибка на ставку не повлияла или увеличила её – штраф не взимается. Сумму штрафа рассчитывает коммерческий ревизор местного ЦФТО.
    Клиент может изменить наименование груза до момента его принятия к отправке: составить коммерческий акт о несоответствии наименования груза, в этом случае вносятся изменения в документы и штраф не начисляется.
    Штраф может быть опротестован в судебном порядке.
    Если перевозка неправильно указанного груза повлекла за собой аварийные последствия, нанесла ущерб и т. д., то кроме начисления штрафа заводится уголовное дело.
  • Штраф за простой на путях общего пользования. Ст.39 УЖДТ. Данный вид штрафа выставляется грузополучателю. Если между грузополучателем и грузоперевозчиком нет договорных обязательств по перепредъявлению штрафов, то штрафы оплачивает грузополучатель, даже если они возникли не по его вине (например, вагон разгружен своевременно, но нет ГУ 12 на дальнейшую заадресовку порожнего вагона).
  • Неправильно выбранный РПС для перевозки неопасных грузов/скоропортящихся грузов/опасных грузов. Перевозка грузов регламентируется «Правилами перевозки». За нарушение предусмотрен штраф в 5-кратном размере от тарифа, рассчитанного для правильно выбранного РПС.
  • Штраф за не убранный или не промытый вагон в размере 45 МРОТ. Данный штраф может быть выставлен не только при приемке вагона, но в пути следования вагона от грузополучателя на следующую станцию назначения и по прибытии на неё. 
    Если клиент промыл вагон и удалил остатки груза самостоятельно, это устроило приемщиков, считается, что штраф выставить нельзя. Но по прибытию на станцию назначения порожнего вагона приемщики на станции могут посчитать его грязным и выставить неправомерный счет за уборку и промывку.
    Составление клиентом акта о самостоятельной уборке вагона не предусмотрено никакими нормативными документами. Клиент может обезопасить себя от выставления штрафа, если сделает фотографию чистого вагона и попытается взять письменные заверения приемщиков на станции.
  • Штраф за порчу вагона в процессе перевозки грузов (оценивается нанесенный ущерб).  Если клиент не изменял конструкцию вагона (например, приварил детали, которых не должно быть), то штраф не выставляется.
    Возможна ситуация, когда клиент самостоятельно заделал дыры и щели в вагоне досками, но по прибытии на станцию назначения ему выставляют штраф за повреждения вагона. Чтобы избежать неправомерных штрафов клиент должен при приемке вагона на станции отправления составить акт ГУ 23, в котором указать все обнаруженные неисправности в вагоне.

ВАЖНО: заделывание щелей и мелких дыр монтажной пеной НЕ ДОПУСКАЕТСЯ, т. к. остается много брызг, которые ОАО «РЖД» расценивает как мусор в вагоне и может выставить штраф в размере 100 МРОТ за неубранный вагон.