Единый контактный центр
8-800-250-4777   |  Официальный e-mail info@railfgk.ru

ФГК обжалует решение ФАС по ставкам на полувагоны при его поступлении

ФГК обжалует решение ФАС по ставкам на полувагоны при его поступлении

Москва. 5 декабря. ИНТЕРФАКС - Дочка ОАО Российские железные дороги - АО Федеральная грузовая компания (ФГК) - намерена обжаловать решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ, грозящей оператору оборотным штрафом по делу о ставках на универсальный подвижной состав, следует из сообщения ФГК. 

Она не согласна с предъявляемыми обвинениями в установлении монопольно высоких ставок на предоставление полувагонов, подчеркивая, что в 2016 г. ее доля на этом рынке в РФ немногим превышала 20%, а стоимость аренды подвижного состава была значительно ниже, чем у конкурентов. 

В 2016-2017 гг. на операторском рынке, действительно, произошла серьезная коррекция цен (вверх - ИФ). Вагонная составляющая (доход оператора) после длительного спада приблизилась к уровню 2012 г. В то же время, цены на перевозимые сырьевые товары также существенно выросли. Кроме того, на уровень ставок повлияли и рыночные факторы, такие как баланс спроса и предложения, окупаемость вагона, изменение количества парка на сети, - отмечает Федеральная грузовая, добавляя, что по запросу ФАС предоставила тысячи документов, подтверждающие эту информацию. 

На протяжении всего периода рассмотрения дела и по настоящее время объем заявок на услуги ФГК в несколько раз превышает ее возможности. При этом большинство компаний, на которые ссылается антимонопольная служба в рамках рассматриваемого дела, не имели договорных взаимоотношений с АО, - также заявляет оператор. 

При этом он отмечает, что за последние два года за счет повышения внутренней эффективности и инвестиционной программы перевозки в вагонах Федеральной грузовой выросли на 27%. Компания провела оптимизацию персонала и на 43% увеличила производительность труда в показателях грузооборота. Каждый вагон ФГК перевез в 2016 г. на 11% больше грузов, чем годом ранее, - говорится в сообщении. 

В ситуации очевидного дефицита (подвижного состава в РФ - ИФ), который сохраняется до сих пор, компания приостановила рост цен для пользователей услуг. Помимо приобретения 26 тыс. вагонов и модернизации универсальных платформ, ФГК выплатила РЖД более 10 млрд руб. дивидендов, направленных на развитие сети и повышение доступности услуг ж/д транспорта для предприятий РФ, - добавляет оператор, отмечая, что в связи с этим предпримет необходимые действия для обжалования решения ФАС в установленном законодательством порядке. 

В понедельник замглавы ведомства Александр Редько заявил, что в течение 10 дней антимонопольная служба планирует выдать предписание по делу о вагонных ставках, а в течение месяца - возбудит административное дело по оборотному штрафу (в соответствии с Кодексом об административных нарушениях - от 1% до 15% от оборота на этом рынке). По словам чиновника, комиссия ФАС определила, что ФГК и центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД нарушили законодательство о защите конкуренции, установив и поддерживав монопольно высокие цены на предоставление полувагонов в 2016 г. и в начале 2017 г. 

Ставки оперирования выросли с 400-500 руб. в сутки летом 2016 г. до 1,3 тыс. руб., а потом и выше. Это примерно эквивалентно 200-250 млрд руб. дополнительной нагрузки на экономику. В совокупности с тарифной индексацией, которая была проведена в два раза выше инфляции, за два года транспортные затраты для строительных, лесных грузов, руды и углей с начала 2016 г. выросли почти в 1,5 раза, - заявил чиновник. 

При этом он напомнил, что в марте 2016 г. регулятор согласовал сделку по передаче вагонов дочки АО Уралвагонзавод (УВЗ) - УВЗ-Логистик (УВЗЛ) в аренду Федеральной грузовой (когда ставки были 400-500 руб. за вагон в сутки) с предписанием. Ключевым его условием было заблаговременное предоставление в ФАС экономического обоснования повышения цен свыше 7,5%. 

Это предписание было грубо нарушено ФГК, цены повышались без обоснования и невзирая на неоднократные предупреждения. Часть вагонов, в том числе и арендованных у УВЗЛ, застряли непонятным образом в пробке на Кузбассе, которая, судя по всему, была рукотворной и долго не рассасывалась. Поэтому, несмотря на огромный профицит вагонов в целом на сети действия (оператора - ИФ) привели к тому, что создался локальный искусственный дефицит в ряде регионов и отраслей, - отметил А.Редько. 

На наш взгляд, действия Федеральной грузовой компании могли нести существенный ущерб экономике России. Вследствие искусственно созданного дефицита цены на предоставление полувагонов резко пошли вверх, начиная с июля 2016 г., причем сведения о повышении цен на вагоны распространялись через ЦФТО. То есть сбытовая структура Российских железных дорог, будучи агентом ФГК, оказывала влияние на цены на смежном рынке предоставления вагонов. И таким образом (они - ИФ) формально пытались обойти требования законодательства по ограничению цен, - добавил он. 

А.Редько в понедельник также отметил, что повышение ставок не способствовало уменьшению долга Уралвагонзавода от УВЗ-Логистик Новое руководство разбирается, куда деньги делись. Конечно, большая часть дополнительной прибыли, вырученная ФГК, была направлена на увеличение затрат, премиальных выплат менеджменту и никак не на приобретение нового подвижного состава, в том числе и производства УВЗ. Часть затратных договоров Федеральной грузовой компании просто требует дополнительного анализа и должно подвергнуться проверке соответствующих органов на предмет законности и обоснованности, - заявил чиновник. 

Рассчитываем, что обязательства, принятые руководством Российских железных дорог по снижению цен на услуги предоставления вагонов и кадровые изменения, которые уже произошли в руководстве сбытовых подразделений РЖД, позволят устранить проблему и не допускать подобных нарушений в будущем, - заявил он. Отчасти архаичные правила рынка и позволили ФГК создавать ситуации локальных дефицитов и завышать цены. Сейчас для решения этих проблем на сайте РЖД запущена ЭТП (электронная торговая площадка - ИФ) по перевозке грузов, - отметил А.Редько, добавив, что развитие ЭТП может быть частью предписания. 

Федеральная грузовая компания - второй по величине владелец грузовых вагонов в РФ. Оператор был создан в ходе реформы железнодорожного транспорта страны на базе парка РЖД. По состоянию на 3 декабря 2017 г. в парке компании было 136,3 тыс. вагонов, включая полувагоны, крытые вагоны, платформы и цистерны. Работает представительство в Казахстане. 100% минус 1 акция компаниипринадлежит РЖД.?