Единый контактный центр
8-800-250-4777   |  Официальный e-mail info@railfgk.ru

Тарифы стабилизировали рынок//Гудок

Тарифы стабилизировали рынок//Гудок

Сегмент железнодорожных грузовых перевозок восстанавливается после спада

Представители операторских компаний и грузовладельцев, Министерства транспорта, ФАС, ОАО «РЖД» констатировали факт начавшегося роста перевозок после спада 2013–2015 годов. По мнению большинства участников конференции «Барьеры и точки роста для транспортной отрасли России», в качестве основных факторов стабилизации выступили не только общее оздоровление экономики страны и выгодные конъюнктуры по некоторым видам грузов. Борьба за груз стимулировала повышение качества сервиса РЖД и операторских компаний.
Закономерно, что в центре внимания участников мероприятия оказалась прежде всего тема повышения тарифов ОАО «РЖД» на 4% с начала 2017 года. Рынок, обычно болезненно реагирующий на рост тарифов, на этот раз воспринял непопулярную меру как необходимость. Заместитель министра транспорта Алан Лушников отметил, что рост тарифной нагрузки не повлиял на функционирование компаний-грузовладельцев. Он сделал акцент на повышении качества сервиса РЖД и операторов, сокращении издержек, совершенствовании логистики. Данные обстоятельства, по словам замминистра, привели к тому, что ценовой фактор перестал быть определяющим в конкуренции между видами транспорта. На перевозках сказываются и благоприятная макроэкономическая ситуация, и рост грузовой базы в отдельных сегментах, в частности в угольной промышленности.

Советник руководителя ФАС Павел Шпилевой предположил, что тарифное регулирование может и в дальнейшем выступать в качестве инструмента, стимулирующего развитие рынка. В частности, изучается возможность установления так называемых инвестиционных тарифов, которые смогут усовершенствовать конкурентную среду. Их использование, по его мнению, позволило бы РЖД сохранить объёмы перевозки нефтяных грузов, но если расчёты эффективности перевозок железнодорожным транспортом окажутся выгоднее инвестиций в развитие трубопроводного транспорта. «Гудок» уже сообщал о такой инициативе ФАС.

Отсутствие негативного влияния повышения тарифов отметил и вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев. За неполный первый квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на сети наметился рост погрузки практически по всем основным видам грузов. Данный показатель вырос примерно на 4%. Повышение грузооборота ещё заметнее – порядка 6%. Существенная положительная динамика отмечается в сегменте перевозок ключевых для отрасли видов грузов – угля и чёрных металлов. Салман Бабаев отметил, что, несмотря на довольно жёсткую конкуренцию с трубопроводным транспортом, рост отмечается даже в сегменте перевозок нефти и нефтепродуктов. Произошло заметное увеличение скорости перевозки грузов по сети.

Участники форума детально обсудили и тему тарифов операторов. В настоящее время в данном сегменте также наметился рост – если в 2014–2015 годах ставки на пользование вагоном по отдельным направлениям и видам грузов падали до 300–400 руб. за сутки, то в настоящее время рынок «подтянулся» к докризисному уровню. По отдельным направлениям – до 1200 руб. Генеральный директор АО «Первая тяжеловесная компания» Владимир Сосипаторов предполагает, что ставки в третьем квартале 2017 года стабилизируются, и в 2018-м будут держаться на уровне 1200–1300 руб. в сутки. Заместитель генерального директора – директор по логистике компании «СУЭК» Денис Илатовский уточнил, что указанные Владимиром Сосипаторовым цены применимы к инновационному парку, а на старые вагоны ставки удержатся на уровне 850–900 руб.

Президент ООО «Новотранс» Константин Гончаров предположил, что рынку необходим баланс тарифной политики в интересах всех участников перевозочного процесса.
Генеральный директор АО «ФГК» Алексей Тайчер высказался против прямого ценового регулирования и указал на его неэффективность. В качестве инструмента достижения тарифного баланса он предложил добровольное коммерческое поведение в области тарифной политики, основанное на обязательствах действовать в интересах рынка в целом, которые оператор принимает на себя сам. Однако топ-менеджер не детализировал пути внедрения этого новшества и не уточнил, какие тарифные ставки он считает справедливыми. Советник руководителя ФАС Павел Шпилевой отреагировал на инициативу с некоторым скепсисом и указал, что тарифы операторов в большинстве случаев остаются не прозрачными, а большинство компаний данного сегмента по итогам кризисного 2015 года получили чистую прибыль.

Пока о полном консенсусе сторон, причастных к организации процесса железнодорожных грузоперевозок, говорить рано. В частности, операторы настаивают на введении антимонопольной службой регулирующих мер по сдерживанию роста цен на комплектующие. Так, в ответ на просьбу генерального директора АО «СГ-Транс» Сергея Калетина к Павлу Шпилевому принять меры в отношении поставщиков цельнокатаных колёс (ЦКК) чиновник лишь подтвердил факт повышения цены и предположил, что данные действия металлургов в целом существенно не отразятся на работе операторских компаний. Ранее «Гудок» сообщал, что металлургические предприятия повысили цены на ЦКК за последний год более чем в два раза.

Представители операторского сообщества полагают, что в ближайшее время наиболее эффективным методом повышения конкурентоспособности станет совершенствование логистики и управления цепочками поставок. Президент компании FESCO Александр Исурин уточнил, что компании будут двигаться в направлении упрощения доступа к транспортно-логистическим услугам, прежде всего за счёт внедрения электронных форм работы и сокращения документооборота. Также, по мнению топ-менеджера, на рынке будет развиваться специализация, а грузовладельцы будут передавать транспортно-логистическое обеспечение на аутсорсинг.

Среди барьеров и ограничителей восстановительного роста в сегменте грузовых перевозок участники мероприятия назвали прежде всего транспортную инфраструктуру. В частности, исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта Алексей Дружинин отметил, что именно железнодорожная инфраструктура не позволяет обеспечить эффективную конкуренцию железных дорог с другими видами транспорта. Большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что дополнительные инвестиции в инфраструктуру целесообразно привлекать с использованием механизмов государственно-частного партнёрства.

Источник: Гудок