Единый контактный центр
8-800-250-4777   |  Официальный e-mail info@railfgk.ru

Вагон инноваций//Транспортно-логистический вестник РЖД

Вагон инноваций//Транспортно-логистический вестник РЖД

Андрей Шевцов, заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер  АО «Федеральная грузовая компания»
Федеральная грузовая компания (ФГК) является одним из крупных игроков на рынке операторских услуг. Наша беседа о том, как АО «ФГК» развивает свой подвижной состав, чтобы удовлетворить спрос на перевозки.

Андрей Мухамедович, работа над развитием Восточного полигона ведётся не один год, реализуется ряд комплексных проектов холдинга «РЖД» и государства. Какой вклад в достижение целевых показателей может внести Федеральная грузовая компания?
– АО «ФГК» принимает активное участие в реализации инфраструктурных проектов и решении национальных задач. Доля специальных, гуманитарных и социально значимых грузов в общей погрузке в полувагоны компании по итогам 2023 года составила 65%. Очевидно, что как оператор и собственник грузовых вагонов мы нацелены на повышение своих производственно-финансовых результатов, максимально удовлетворяя спрос на подвижной состав со стороны представителей бизнеса и ключевых отраслей экономики.
Однако важную роль в нашей работе играет и научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность, направленная на разработку инновационного подвижного состава и развитие грузовых железнодорожных перевозок. Сегодня, когда разворот логистических потоков мобилизовал все заинтересованные стороны интенсивнее решать задачи развития Восточного полигона, мы не могли не включиться в эти процессы.
Сейчас в фокусе нашего внимания совместные с ОАО «РЖД» проекты по разработке, постановке на производство, сертификации инновационных восьмиосных цистерн и полувагонов с увеличенной грузоподъёмностью 150 тонн с получением соответствующих исключительных прав. Такой подвижной состав поможет разгрузить лимитированные направления российских железных дорог, и в первую очередь Восточный полигон.

Летом 2023 года АО «ФГК» и компания «РМ Рейл» презентовали 3D-модель восьмиосной нефтебензиновой цистерны. На каком этапе сейчас проект?
– Проект развития перевозок в восьмиосных цистернах эффективно реализуется. Учитывая значимость этой темы для государства, все работы проводятся в сжатые сроки. Опытный образец восьмиосного вагона-цистерны «Находка» (двухсекционный жёсткий сцеп) разработан по нашему заказу и изготовлен АО «Рузхиммаш». В конце I квартала этого года должны завершиться приёмочные испытания цистерны, которые сейчас проходят в АО «ВНИИЖТ» в городе Белореченск на полигоне Северо-Кавказской дороги.
Мы видим, что это уникальная модель с исключительными техническими характеристиками и инновационной конструкцией. Каждая секция цистерны обладает увеличенным объёмом котла 92 куб. м, грузоподъёмностью 75 тонн и может суммарно на вагон перевезти до 14% больше как светлых, так и тёмных нефтепродуктов в сравнении с существующими моделями цистерн в составе условного поезда длиной 988 м, используемыми на Восточном полигоне. При этом цистерна максимально универсальна для эксплуатации на существующей инфраструктуре, предназначенной для слива и налива нефтяных грузов. В III квартале 2024 года мы планируем сертифицировать вагон и запустить его в серийное производство.

Какой эффект вы ожидаете от промышленной эксплуатации цистерны?
– Применение такого подвижного состава будет способствовать достижению стратегических целей повышения провозной способности Восточного полигона и других лимитирующих направлений за счёт роста объёма перевозок без необходимости значительных вложений в модернизацию инфраструктуры общего пользования. По итогам запланированных мероприятий мы будем готовы пополнить наш парк вагонов восьмиосными цистернами в объёме до 10 тыс. единиц в целях обеспечения необходимым подвижным составом возрастающий объём перевозок нефти и нефтепродуктов.

В конце прошлого года вы заявили, что приступили также к разработке инновационных восьмиосных полувагонов. Что-то можно уже сказать про их облик и технические характеристики?
– Да, уже проведены мероприятия по разработке и экспертизе рабочей конструкторской документации восьмиосных полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс.
В рамках проекта планируется разработка полувагона «Урал» в габарите 1-Т грузоподъёмностью 150 тонн и объёмом кузова 176 куб. м и полувагона «БАМ» в габарите Тпр грузоподъёмностью 151 тонна и объёмом кузова 166 куб. м. При достижении заявленных технических показателей объём перевозимых грузов в таком подвижном составе увеличится от 13 до 37% по сравнению с существующими на рынке моделями универсальных и инновационных полувагонов. При этом эффект достигается за счёт сокращения длины вагона при сохранении грузоподъёмности и вместимости на секцию, а также применения полужёсткого сцепа. Это позволит увеличить количество используемых полувагонов в поезде условной длины и – как итог – объём перевезённого груза.

Кроме того, мы ожидаем, что применение унифицированных узлов и деталей при производстве инновационных моделей полувагонов позволит сократить расходы АО «ФГК» на техническое обслуживание и проведение текущих и плановых видов ремонта.

Изготовление опытных образцов запланировано АО НПК «УВЗ» на I квартал 2024 года, сертификация и завершение НИОКР – до конца 2024 года.
По завершении НИОКР планируем приобрести опытные партии восьмиосных полувагонов по 200 единиц каждой модели для опытной эксплуатации в целях проработки технических и технологических вопросов, связанных с эксплуатацией поездов, состоящих из восьмиосных полувагонов нового поколения.

В перспективе парк АО «ФГК» может пополниться за счёт приобретения до 20 тыс. восьмиосных полувагонов. Мы готовы и далее наращивать свои компетенции в разработке инновационного подвижного состава в целях обеспечения нужд холдинга «РЖД», экономики и государства.

Источник: Гудок