Единый контактный центр
8-800-250-4777   |  Официальный e-mail info@railfgk.ru

Заместитель генерального директора по техническому развитию - главный инженер АО «ФГК» Андрей Шевцов

«Внимание к деталям: о борьбе с контрафактом»

Теневой рынок запчастей грузовых вагонов образовался в начале 2000-х годов, фактически, с момента появления первых частных грузовых вагонов. И с тех пор от последствий деятельности его участников страдают все – и ОАО «РЖД», и собственники вагонов, и грузовладельцы: никто не застрахован от аварий при комплектации вагонов некачественными деталями, а тем более непоправимый вред наносит использование уже забракованных запчастей. При трещинах, как бы некоторые «умельцы» ни пытались их скрыть, появляется дальнейший излом оси колесной пары – и дальше это стопроцентное транспортное происшествие с далеко идущими последствиями.

Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный. АО «ФГК» совместно с Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» подошли к решению проблемы системно. Наша компания с 2017 года проводит регулярный анализ браковки запчастей, сданных в металлолом, в том числе осей колесных пар. Благодаря этой работе нами выявлены случаи, когда забракованные и сданные в металлолом оси колесных пар собственности АО «ФГК» эксплуатировались под вагонами других собственников. Совместно с Управлением вагонного хозяйства проведен ряд мероприятий с привлечением Ространснадзора по предотвращению установки частными вагоноремонтными компаниями забракованных нами колесных пар под вагоны других собственников. Управление вагонного хозяйства в целях защиты инфраструктуры от повышенного риска возникновения транспортных происшествий, связанных с наличием в комплектации вагонов потенциально опасных колесных пар, направило на сеть телеграфное указание об отстановке от движения вагонов, укомплектованных колесными парами, ранее забракованными в ходе проведения ремонта.

Также в рамках системного подхода проведена большая работа по предотвращению рисков попадания данных потенциально опасных колесных пар в информационные системы ОАО «РЖД» - в автоматизированную систему «АС УКВ РФ» вносится информация о забракованных колесных парах с пометкой «исключенные из эксплуатации» по требованию ЖА.

Приведу статистику за 1 квартал текущего года: благодаря установлению в информационных системах ОАО «РЖД» барьерных функций предотвращено попадание на инфраструктуру после проведенного ремонта 2816 ранее забракованных колесных пар и 158 – исключенных из эксплуатации. Системный поход к решению этой проблемы подразумевает и меры по исключению рисков установки и реализации контрафактных колесных пар, в том числе забракованных. Сегодня организовано предоставление вагоноремонтными предприятиями вместе с комплектом документов на ремонт грузового вагона справки «2735», подтверждающей браковку данных деталей, а также фотоматериалов, свидетельствующих о нанесении неустранимых дефектов. Также в рамках взаимодействия АО «ФГК» и Управления вагонного хозяйства в части защиты инфраструктуры ОАО «РЖД» от возникновения транспортных происшествий направлена совместная телеграмма об обязательном нанесении неустранимых дефектов на забракованные и признанные неремонтопригодными оси для исключения возможности их дальнейшей эксплуатации. Мы в АО «ФГК» согласовали со всеми контрагентами, производящими плановые и текущие отцепочные ремонты виды ремонтов схему и порядок нанесения неустранимого дефекта. Специалистами компании при приемке документов за отремонтированные вагоны проверяется обязательное наличие фото надреза с определением правильности его выполнения, а также подтверждающих документов об исключении колесной пары и причинах ее исключения.