Экспертное мнение
Заместитель генерального директора по техническому развитию - главный инженер АО «ФГК» Андрей Шевцов
«Внимание к деталям: о борьбе с контрафактом»
Теневой рынок запчастей грузовых вагонов образовался в начале 2000-х годов, фактически, с момента появления первых частных грузовых вагонов. И с тех пор от последствий деятельности его участников страдают все – и ОАО «РЖД», и собственники вагонов, и грузовладельцы: никто не застрахован от аварий при комплектации вагонов некачественными деталями, а тем более непоправимый вред наносит использование уже забракованных запчастей. При трещинах, как бы некоторые «умельцы» ни пытались их скрыть, появляется дальнейший излом оси колесной пары – и дальше это стопроцентное транспортное происшествие с далеко идущими последствиями.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный. АО «ФГК» совместно с Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» подошли к решению проблемы системно. Наша компания с 2017 года проводит регулярный анализ браковки запчастей, сданных в металлолом, в том числе осей колесных пар. Благодаря этой работе нами выявлены случаи, когда забракованные и сданные в металлолом оси колесных пар собственности АО «ФГК» эксплуатировались под вагонами других собственников. Совместно с Управлением вагонного хозяйства проведен ряд мероприятий с привлечением Ространснадзора по предотвращению установки частными вагоноремонтными компаниями забракованных нами колесных пар под вагоны других собственников. Управление вагонного хозяйства в целях защиты инфраструктуры от повышенного риска возникновения транспортных происшествий, связанных с наличием в комплектации вагонов потенциально опасных колесных пар, направило на сеть телеграфное указание об отстановке от движения вагонов, укомплектованных колесными парами, ранее забракованными в ходе проведения ремонта.
Также в рамках системного подхода проведена большая работа по предотвращению рисков попадания данных потенциально опасных колесных пар в информационные системы ОАО «РЖД» - в автоматизированную систему «АС УКВ РФ» вносится информация о забракованных колесных парах с пометкой «исключенные из эксплуатации» по требованию ЖА.
Приведу статистику за 1 квартал текущего года: благодаря установлению в информационных системах ОАО «РЖД» барьерных функций предотвращено попадание на инфраструктуру после проведенного ремонта 2816 ранее забракованных колесных пар и 158 – исключенных из эксплуатации. Системный поход к решению этой проблемы подразумевает и меры по исключению рисков установки и реализации контрафактных колесных пар, в том числе забракованных. Сегодня организовано предоставление вагоноремонтными предприятиями вместе с комплектом документов на ремонт грузового вагона справки «2735», подтверждающей браковку данных деталей, а также фотоматериалов, свидетельствующих о нанесении неустранимых дефектов. Также в рамках взаимодействия АО «ФГК» и Управления вагонного хозяйства в части защиты инфраструктуры ОАО «РЖД» от возникновения транспортных происшествий направлена совместная телеграмма об обязательном нанесении неустранимых дефектов на забракованные и признанные неремонтопригодными оси для исключения возможности их дальнейшей эксплуатации. Мы в АО «ФГК» согласовали со всеми контрагентами, производящими плановые и текущие отцепочные ремонты виды ремонтов схему и порядок нанесения неустранимого дефекта. Специалистами компании при приемке документов за отремонтированные вагоны проверяется обязательное наличие фото надреза с определением правильности его выполнения, а также подтверждающих документов об исключении колесной пары и причинах ее исключения.
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Несмотря на значительные макроэкономические изменения, которые произошли в 2022 году, приоритеты развития АО «ФГК» сохраняют свою актуальность.
Темпы роста контрейлерного сегмента, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента
По итогам 2021 года объем перевозок на контрейлерных платформах АО «ФГК» составил 15,5 тыс. тонн, относительно 2020 года он увеличен в 7,8 раза.
Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
За 2020 год в ФГК на 6% по сравнению с 2019 годом увеличилось число сотрудников, прошедших обучение, а расходы на обучение одного работника выросли на 18%