Экспертное мнение
Заместитель генерального директора по техническому развитию - главный инженер АО «ФГК» Андрей Шевцов
Об оптимизации системы технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов
АО «ФГК» занимает активную позицию в части развития программ и мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на содержание и эксплуатацию своего парка грузовых вагонов при условии обеспечения безопасности движения. В нашей компании применяется система контроля и оценки состояния парка вагонов на основании целого ряда показателей, в том числе показателей приборов безопасности КТИ, что позволяет снизить расходы на содержание вагонного парка.
Оптимизация системы технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов необходима в целях уменьшения количества отцепок в ТОР грузовых вагонов в межремонтном периоде. Для этого проводится предупредительный плановый текущий ремонт в объеме работ по устранению и/или предупреждению развития неисправностей, влекущих за собой внезапный отказ вагона и экономические потери операторов на внеплановую отцепку вагона в ТОР. Межремонтный цикл оптимизированной системы ремонта предусматривает эксплуатацию вагона в рамках применения комбинированного критерия межремонтной эксплуатации. Такой критерий предполагает увеличенный до 210 тыс. км норматив межремонтной эксплуатации, выраженный в километрах пробега, при этом сохраняется действующий норматив межремонтной эксплуатации, выраженный в годах. Плановый ТОР выполняется при эксплуатации вагонов по комбинированному межремонтному нормативу через 110 тыс. км пробега после выполнения деповского или капитального ремонта.
Мы рассчитываем на подтверждение эксплуатационных характеристик и показателей надежности вагонов на примере полувагонов модели 12-132-03, эксплуатируемых при системе технического обслуживания и ремонта. Система предусматривает комплекс мер по сокращению отцепок грузовых вагонов в межремонтном периоде эксплуатации, в том числе за счет проведения планового ТОР в период межремонтной эксплуатации без роста общих расходов на эксплуатацию и ремонт вагона.
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный.