Экспертное мнение
Начальник Центра продаж АО «ФГК» Денис Катков
АО «ФГК» активно развивает свое присутствие в сегменте контрейлерных перевозок
Контрейлерные перевозки являются одним из инновационных трендов в развитии грузоперевозок, и АО «ФГК» активно развивает свое присутствие в данном сегменте рынка. По итогам 2021 года объем перевозок на контрейлерных платформах АО «ФГК» составил 15,5 тыс. тонн, относительно 2020 года он увеличен в 7,8 раза.
Мы постоянно прорабатываем вопросы расширения географии перевозок, а также ведем работу по наращиванию грузовой базы. С июня 2021 года запущены контрейлерные перевозки по направлениям Москва–Новосибирск и Санкт-Петербург–Новосибирск. Также продолжается активное развитие сервиса контрейлерных перевозок на полигоне Северной железной дороги.
В парке нашей компании сегодня имеется 102 универсальных вагона-платформы модели 13-5205. Основными преимуществами модели являются уникальное сочетание технических характеристик, инновационных конструкторских решений, что дает возможность перевозить расширенную номенклатуру грузов. Эксклюзивная конструкция длиннобазной платформы позволяет перевозить автопоезд длиной до 18 750 мм. Кроме того, наша компания разработала и запустила в производство съемные многооборотные средства крепления и погрузки для автопоездов и полуприцепов, участвующих в контрейлерных перевозках. Использование этого оборудования позволяет перевозить полуприцепы длиной до 17 400 мм (у аналогов – до 14 200 мм).
В прошлом году мы завершили работы по сертификации специализированного вагона-платформы «колодцевого» типа модели 13-6701 для перевозки автомобильных полуприцепов и контейнеров. Ее главным преимуществом является то, что полуприцепы свободно вписываются в габарит, при транспортировке обеспечена надежная устойчивость от опрокидывания. В апреле платформа отправилась в свой первый коммерческий рейс по маршрутам ст. Шушары (Октябрьская железная дорога) – ст. Первая Речка (Дальневосточная железная дорога), ст. Первая Речка (Дальневосточная железная дорога) – ст. Селятино (Московская железная дорога).
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Несмотря на значительные макроэкономические изменения, которые произошли в 2022 году, приоритеты развития АО «ФГК» сохраняют свою актуальность.
Темпы роста контрейлерного сегмента, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента
Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный.
За 2020 год в ФГК на 6% по сравнению с 2019 годом увеличилось число сотрудников, прошедших обучение, а расходы на обучение одного работника выросли на 18%