Экспертное мнение
Первый заместитель генерального директора АО «ФГК» Леонид Воронин
«Реализация проекта «Личный кабинет клиента АО «ФГК» позволила существенно оптимизировать бизнес-процесс»
В июне 2021 года АО «ФГК» стало лауреатом Конкурса российской Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами «ВРМ проект года» (проводится при поддержке Фонда «Сколково» и Аналитического центра при Правительстве РФ).
Проект, представленный на конкурсе, называется «Личный кабинет клиента АО «ФГК». Он нацелен на оптимизацию и комплексную автоматизацию бизнес-процесса оказания основной услуги АО «ФГК» — предоставление подвижного состава для перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Мы ставили перед собой несколько целей: повысить скорость и прозрачность принятия решений, значительно сократить время ожидания клиентов и трудозатраты сотрудников, снизить издержки на бумажный документооборот. Отмечу, что проект полностью реализован сотрудниками Департамента информационных технологий АО «ФГК» без привлечения внешних партнёров, консультантов и не имеет полноценных аналогов на рынке операторов железнодорожного подвижного состава. Реализованные в «Личном кабинете клиента» решения органично интегрированы не только с ранее внедренными автоматизированными системами компании, но и с legacy-системами АО «РЖД». В ходе реализации проекта все основные цели достигнуты.
В ходе реализации последовательно автоматизированы все этапы оказания услуги — от заключения договора до выполнения взаиморасчетов с клиентами. Первоначально были оптимизированы и автоматизированы внутренние процессы компании и уже затем к информационным и интерактивным сервисам были полноценно подключены клиенты. До реализации проекта вся процедура заключения договора (составление текста, согласование, подписание у руководителя компании, обмен оригиналами подписанных документов) занимал порядка 3-4 недель. Благодаря реализованному проекту, процедура заключения договора занимает 1 рабочий день и на текущий момент 80% договоров на предоставление подвижного состава заключаются онлайн. Трудозатраты сотрудников компании сократились на 50%.
Большое внимание уделялось приведению бизнес-процесса к максимальной прозрачности для всех его участников. Сегодня клиент АО «ФГК» может самостоятельно оформить заказ в личном кабинете с автоматической тарификацией и отслеживанием статуса согласования. Порядка 70% расчетов ставок клиенты производят самостоятельно. Автоматизация процесса расчета ценовых условий позволила реализовать выдачу ставок на внешние каналы продаж.
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Несмотря на значительные макроэкономические изменения, которые произошли в 2022 году, приоритеты развития АО «ФГК» сохраняют свою актуальность.
Темпы роста контрейлерного сегмента, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента
По итогам 2021 года объем перевозок на контрейлерных платформах АО «ФГК» составил 15,5 тыс. тонн, относительно 2020 года он увеличен в 7,8 раза.
Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный.
За 2020 год в ФГК на 6% по сравнению с 2019 годом увеличилось число сотрудников, прошедших обучение, а расходы на обучение одного работника выросли на 18%