Экспертное мнение
Начальник управления маркетинга и стратегического развития АО «ФГК» Мария Литвинова
Порты наращивают мощности
По итогам 2020 года основными драйверами роста железнодорожной погрузки в порты РФ стали каменный уголь, железорудное сырьё и зерновые
Увеличение объёмов перевозок зерна через порты Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) произошло ввиду высокого валового сбора урожая в стране в 2020 году и укрепления позиций российской зерновой продукции на мировом рынке на фоне сокращения урожая в Европе. Кроме того, в 2020 году в направлении Юга России увеличились поставки железной руды в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на зарубежных рынках, а также каменного угля в связи с развитием перерабатывающих способностей угольного терминала АО «ОТЭКО» (порт Тамань) и предоставлением с марта 2020 года тарифных преференций на погрузку энергетического угля через порты Юга России.
При этом рост экспортных поставок в южном направлении сдерживался сокращением погрузки нефтеналивных грузов через порты СКЖД в условиях сохранения на протяжении 2020 года неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка нефти и нефтепродуктов. Это произошло на фоне сокращения спроса из-за длительного восстановления мировой экономики после действия эпидемиологических ограничений, а также роста предложения нефтяного сырья до заключения в апреле 2020 года нового соглашения ОПЕК+ о рекордном снижении добычи нефти, что привело к падению нефтяных котировок. В 2020 году наблюдалось снижение погрузки в южные порты по чёрным металлам из-за сложной эпидемиологической обстановки в основных регионах потребления металлургической продукции (включая страны ЕС и Турцию).
Рост объёмов погрузки в адрес северо-западных портов РФ обусловлен увеличением объёмов перевозок железорудного сырья, главным образом в Китай, на фоне повышенного спроса на указанную продукцию в регионе.
В минувшем году погрузка в восточные порты выросла за счёт увеличения поставок каменного угля через порты Дальневосточной железной дороги в адрес Китая, а также потребителей Японии по причине замещения поставок индонезийского угля.
Поставки угля в восточном направлении были более выгодны российским угольщикам, чем в западном, в связи с более высокими ценами на это сырьё. За счёт этого, несмотря на инфраструктурные ограничения на Восточном полигоне, перевозки выросли. В дальнейшем увеличение поставок угля в восточном направлении через порты, вероятно, будет продолжаться. Ежегодно ведущие игроки информируют о планах развития месторождений и увеличения объёмов добычи, которые будут направляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим наращиваются портовые мощности Дальневосточного бассейна. Так, например, терминал компании «Колмар» в порту Ванино планирует нарастить мощности до 24 млн тонн, терминал компании «Сибантрацит» (порт Вера) должен выйти на проектную мощность 20 млн тонн к 2025 году. По итогам прирост мощностей в восточных портах ожидается на уровне 140 млн тонн к 2025 году.
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Несмотря на значительные макроэкономические изменения, которые произошли в 2022 году, приоритеты развития АО «ФГК» сохраняют свою актуальность.
Темпы роста контрейлерного сегмента, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента
По итогам 2021 года объем перевозок на контрейлерных платформах АО «ФГК» составил 15,5 тыс. тонн, относительно 2020 года он увеличен в 7,8 раза.
Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный.
За 2020 год в ФГК на 6% по сравнению с 2019 годом увеличилось число сотрудников, прошедших обучение, а расходы на обучение одного работника выросли на 18%