Единый контактный центр
8-800-250-4777

Начальник управления маркетинга и стратегического развития АО «ФГК» Мария Литвинова

Предварительные итоги года

2021 год подходит к своему завершению и уже можно в целом подвести его итоги.

Как и его предшественник, этот год выдался во многом необычным и неожиданным, стал временем существенных трансформаций как на российском, так и на мировом рынке. Железнодорожным операторам он принес и серьезные вызовы, и новые возможности.

2021 год продемонстрировал рост основных объемных показателей работы грузового железнодорожного транспорта: за 11 месяцев рост погрузки составил 3,3%, грузооборота - 3,6%. Значительный рост погрузки во втором полугодии 2021 года в первую очередь сформировался под влиянием отложенного спроса в различных секторах экономики, возникшего в период действия ограничительных мер в 2020 году. При этом, влияние отложенного спроса наблюдалось не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.

Россия традиционно является одним из крупнейших экспортеров энергоносителей и промышленных товаров – каменный уголь, нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения, лес и пр. Наиболее ощутимый рост экспортных поставок по железной дороге продемонстрировали уголь (+9% за 11 месяцев 2021 года к аналогичному периоду 2020 года, и +2% к 2019 году), удобрения (+7% к 2020 году, +8% к 2019 году) и черные металлы (+7% к 2020 году, +4% к 2019 году).

Рассинхронизация традиционных производственных, энергетических и логистических цепочек после серии локдаунов 2020 года привели к повышенному спросу на товары российского производства. Наиболее значимым фактором в части спроса на российский экспорт оказал и продолжает оказывать влияние мировой энергетический кризис во втором полугодии 2021 года. Сочетание погодных условий и быстрого роста промышленного производства во всем мире привело к кратному росту цен на газ и уголь одновременно в Европе, Китае и Северной Америке. Ценовое ралли в октябре-ноябре 2021 года способствовало дополнительному росту спроса на уголь из России. В то же время нехватка угля в Китае привела к ограничению производства электроэнергии и работы ряда промышленных предприятий, в частности в металлургическом секторе. Таким образом, текущая непростая ситуация создаёт предпосылки для возникновения очередного витка отложенного спроса в будущем году.

Разбалансировка цепочек поставок и отложенный спрос привели к острой нехватке контейнеров и натолкнулись на ограниченные возможности морских перевозок. Как результат – беспрецедентный рост фрахтовых ставок и затоваривание складов в морских терминалах по всему миру. В таких условиях значительно возросла востребованность железнодорожного транспорта при транзите грузов. 2021 год запомнится знаковым событием для сети РЖД – в транзитном сообщении впервые перевезено более 1 миллиона контейнеров, за 11 месяцев 2021 года прирост транзитных перевозок составил более 40% к 2020 году, и более 100% к 2019 году.

Устойчивый рост контейнерных перевозок наблюдается не только на транзитных направлениях, но также во внутрироссийской и экспортной логистике, в том числе за счет контейнеризации грузов, перевозимых ранее в универсальном и специализированном подвижном составе. Растет доля и объем контейнерных перевозок черных металлов (+22% за 11 месяцев 2021 года к 2020 году), удобрений (+26%), лесных грузов (+10%), зерна (+140%), продовольственных товаров (+18%), метизов (+29%), руд цветных металлов (+40%). Кроме того, в 2021 году впервые перевозился уголь, железная руда и чугун в контейнерах типа open top. Расширяется предложение различных специализированных контейнеров.

Также растёт парк фитинговых платформ на сети РЖД: ожидается, что в 2021 году объем производства платформ, прежде всего, фитинговых, достигнет рекорда, увеличившись более чем на 15% к 2020 году.

Рост погрузки и ограничения способствовали возникновению локального дефицита подвижного состава на сети, в частности в сегменте полувагонов. В 2020 - начале 2021 года мало кто из операторов ожидал такого развития событий – в отдельные периоды профицит полувагонов на сети превышал 100 тысяч вагонов. Из-за низких ставок предоставления вагонов многие операторы откладывали плановые ремонты профицитного подвижного состава, но по мере роста спроса на перевозки в 2021 году вагоны пришлось срочно ремонтировать. АО «ФГК» приложило все усилия по обеспечению клиентов полувагонами за счет интенсивного ремонта вагонов нерабочего парка в 2021 году.

В то же время, увеличение спроса на ремонт вагонов со стороны операторов способствовало опережающему росту стоимости ремонтов со второй половины 2021 года, а также комплектующих, в том числе колесных пар. В 2022 году при сохранении ситуации спрос на комплектующие может превысить производственные мощности российских поставщиков, что создает риски дальнейшего роста стоимости ремонта вагонов.

В целом, 2021 год стал успешным для операторского рынка и АО «ФГК», при этом существенно ускорил изменения, происходящие в сегменте грузовых перевозок, создавая как новые возможности, так и вызовы для участников рынка. Если говорить о прогнозах, уровень неопределенности трендов 2022 года остаётся высоким в условиях появления новых штаммов коронавируса, глобальной инфляции, изменения цепочек поставок и других вызовов для мировой экономки.