Экспертное мнение
Генеральный директор АО «ФГК» Виктор Воронович
«Для АО «ФГК» реформа отрасли стала основополагающим фактором»
Для нас, как компании, работающей в сегменте грузовых перевозок, важнейшим аспектом реформы видится создание в России конкурентного рынка железнодорожных грузовых перевозок. Вспомните ситуацию в отрасли в конце 90-х годов: степень износа основных фондов доходила до 70%, в том числе износ парка грузовых вагонов составлял 59%. На железных дорогах эксплуатировалось 22% полувагонов, уже выработавших установленный срок службы. Промышленность на фоне начавшегося тогда активного экономического роста остро нуждалась в кардинальном обновлении парка вагонов, их нехватка становилась фактором, критически ограничивающим экономическое развитие страны. Сегодня можно уверенно сказать: за эти годы участниками процесса – федеральными органами исполнительной власти, ОАО «РЖД», операторами подвижного состава – проделана колоссальная работа: мы работаем на конкурентном рынке с высоким уровнем прозрачности и доступности услуг.
Парк грузовых вагонов, в модернизацию которого за годы реформы инвестировано более 1 трлн рублей, является сегодня самым молодым в мире, средний возраст грузовых вагонов – 12,3 года. Благодаря реформе, у пользователей наших услуг появился реальный выбор – как подвижного состава, так и сервиса, ведь когда услуга оказывается разными компаниями, появляются объективные критерии оценки качества транспортного обслуживания.
Для АО «ФГК» реформа отрасли стала основополагающим фактором – согласно Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе реформирования отрасли было признано целесообразным последовательное создание двух операторских компаний, которым передавался парк грузовых вагонов ОАО «РЖД». Начиная с 2010 года, АО «ФГК» функционирует в статусе универсального общесетевого оператора, что предполагает большую, по сравнению с другими игроками рынка операторских услуг, ответственность: наша компания ориентирована не только на коммерческие перевозки, но и обеспечивает существенный объем перевозок социально значимых грузов, доля которых в портфеле АО «ФГК» в 2020 году составляла 44%. При этом АО «ФГК» – рыночная компания, акционерное общество, у нас есть бюджет, который мы обязаны выполнять. Конкуренция на рынке заставляет постоянно развиваться, повышать качество транспортного обслуживания, внедрять новые технологии, инвестировать в разработку новых видов вагонов.
Сегодня грузовладельцы заинтересованы в партнере, предоставляющем высокий уровень сервиса, оптимальную цену и логистику. Федеральная грузовая компания видит свое развитие в максимально удобном и качественном оказании услуг оперирования, в том числе для малых и средних грузоотправителей, которые занимают львиную долю в нашем клиентском портфеле. Для этого Компания разрабатывает и внедряет новые онлайн-сервисы, совершенствует логистику вагонов.
Федеральная грузовая компания также работает на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки». Считаю, что это важная платформа для удовлетворения клиентского спроса, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса. Помимо основной деятельности, мы реализуем программу комплексного транспортного обслуживания крупных промышленных предприятий, когда на аутсорсинг АО «ФГК» передается часть функционала клиента. В рамках сотрудничества решаются многочисленные задачи, стоящие перед грузоотправителями. Это оптимизация существующих технологических процессов на предприятии, сокращение простоя вагонов под грузовыми операциями на железнодорожных путях необщего пользования, увеличение погрузки, выстраивание оптимальных логистических маршрутов заадресовки порожних вагонов, обеспечение оперативности взаимодействия со структурными подразделениями ОАО «РЖД».
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Несмотря на значительные макроэкономические изменения, которые произошли в 2022 году, приоритеты развития АО «ФГК» сохраняют свою актуальность.
Темпы роста контрейлерного сегмента, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента
По итогам 2021 года объем перевозок на контрейлерных платформах АО «ФГК» составил 15,5 тыс. тонн, относительно 2020 года он увеличен в 7,8 раза.
Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный.
За 2020 год в ФГК на 6% по сравнению с 2019 годом увеличилось число сотрудников, прошедших обучение, а расходы на обучение одного работника выросли на 18%