Экспертное мнение
Генеральный директор АО «ФГК» Виктор Воронович
Компания продолжает работу по цифровой трансформации бизнес-процессов
Какие сервисы РЖД Вы используете в работе АО «ФГК»?
– Компания с момента создания использует целый ряд цифровых сервисов холдинга, в том числе информационные услуги, включающие данные о вагонах, их дислокации и техническом состоянии, об операциях с парком, активно работает с системой ЭТРАН. Также АО «ФГК» использует сервисы Электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», в том числе подсистему площадки «Лоты подвижного состава» для проведения торгов. За все время работы с марта 2017 года по декабрь 2021 года на ЭТП ГП погружено 445 тыс. вагонов АО «ФГК». Кроме того, Компания использует новую платформу – «РЖД Маркет».
Насколько удобны сервисы холдинга сегодня, и как они упрощают работу Вашей компании?
– Сервис ЭТП ГП, например, позволяет в удобном формате осуществлять продажи услуг Компании по предоставлению вагонов, повышать эффективность задействования парка, а также наращивать клиентскую базу, учитывая имеющуюся у клиентов возможность быстро и гарантированно заказывать вагоны АО «ФГК».
Существуют ли у Вас проекты по улучшению и развитию цифровых сервисов?
– Мы активно развиваем цифровые сервисы, ведем работу по увеличению собираемого массива «больших данных» (big data) о состоянии парка вагонов АО «ФГК», а также совершенствуем функционал IT-систем. Это позволяет интегрировать множество источников первичной информации и контролировать её качество, а также формировать прогноз состояния вагонов и в будущем автоматизировать процесс организации управления парком полувагонов. Например, в информационных системах определяется расчетная пригодность полувагонов под погрузку исходя из межремонтного норматива и данных о состоянии гребней колесных пар, полученных с помощью цифровых диагностических комплексов для измерений геометрических параметров колесных пар подвижного состава. В дальнейшем в Компании продолжится работа по цифровой трансформации, в первую очередь, за счет использования предиктивной аналитики (прогноз технического состояния) для всего парка вагонов АО «ФГК», в том числе для вновь приобретаемого подвижного состава такого как контрейлерные платформы и танк-контейнеры. Кроме того, АО «ФГК» непрерывно совершенствует и расширяет цифровые клиентские сервисы. Так, в 2021 году Компания разместила калькулятор расчета ставок предоставления полувагонов в трех информационных сервисах: программа Rail-Тариф, сервис Инфолог и логистический агрегатор «Лагит», что позволило повысить доступность ценовых условий АО «ФГК».
Каких цифровых сервисов и услуг, по Вашему мнению, сегодня не хватает холдингу?
– Имеющая в настоящее время база цифровых сервисов достаточно обширна и позволяет участникам рынка транспортных услуг эффективно осуществлять бизнес-процессы. При этом АО «ФГК» готово продолжать содействовать в развитии цифровых площадок, поддерживать новые проекты и инициативы, а также предлагать новые цифровые продукты.
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Несмотря на значительные макроэкономические изменения, которые произошли в 2022 году, приоритеты развития АО «ФГК» сохраняют свою актуальность.
Темпы роста контрейлерного сегмента, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента
По итогам 2021 года объем перевозок на контрейлерных платформах АО «ФГК» составил 15,5 тыс. тонн, относительно 2020 года он увеличен в 7,8 раза.
Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный.
За 2020 год в ФГК на 6% по сравнению с 2019 годом увеличилось число сотрудников, прошедших обучение, а расходы на обучение одного работника выросли на 18%