Экспертное мнение
Генеральный директор АО «ФГК» Виктор Воронович
За 1-е полугодие 2022 года к аналогичному периоду 2021 года объем контрейлерных отправок ФГК увеличился на 15%
По каким маршрутам АО «ФГК» осуществляет контрейлерные перевозки?
Перевозки, в основном, востребованы на дальние расстояния или в труднодоступные для автомобильного транспорта регионы. Наша компания на регулярной основе осуществляет контрейлерные перевозки по маршрутам Москва – Новосибирск, Сосногорск – Воркута. В текущем году мы открыли новые маршруты: Новосибирск – Якутия, Санкт-Петербург – Дальний Восток. В перспективе планируем организовать регулярное движение ускоренных контрейлерных поездов с использованием услуги перевозки автотранспорта по графику с согласованным временем отправления и прибытия.
На какую номенклатуру грузов рассчитаны такие отправки? Расширился ли спектр товаров за последнее время и почему?
Возможны перевозки практически всей номенклатуры грузов, перевозимых обычно автотранспортом, кроме опасных грузов. В перспективе мы готовы перевозить и грузы, требующие поддержания температурного режима.
Увеличился ли объём контрейлерных отправок в сравнении с аналогичным периодом прошлого года?
Да, безусловно, мы наблюдаем рост: за 1-е полугодие 2022 года к аналогичному периоду 2021 года объем контрейлерных отправок увеличился на 15%.
Какие преимущества контрейлерных перевозок можете выделить?
Основные критерии, влияющие на принятие решения потенциальными клиентами о возможном использовании в доставке грузов сервиса регулярных контрейлерных перевозок – это приемлемая стоимость услуги, скорость доставки, гарантии по срокам доставки, сохранность груза и безопасность. В настоящее время идет процесс наработки компетенций как у АО «ФГК», так и у перевозчика по каждому из указанных критериев с учетом особенностей данного сервиса и результатов тестовых и регулярных перевозок. Преимущества контрейлерных перевозок очевидны: это снижение аварийности и загруженности федеральных трасс, оптимизация парка тягачей, преодоление инфраструктурных ограничений, улучшение экологической ситуации.
Существует ли на рынке профицит/дефицит платформ и полуприцепов для осуществления контрейлерных отправок? Сколько платформ сегодня находится в собственности АО «ФГК» и планируются ли закупки новых?
Говорить о профиците либо о дефиците сегодня преждевременно, так как рынок находится в процессе формирования. В собственности АО «ФГК» 102 платформы модели 13-5205 и 1 платформа модели 13-6701. В 2022 году мы планируем приобрести еще 100 единиц контрейлерных платформ колодцевого типа модели 13-6701. Особенностью платформы является её способность свободно вписываться в основной габарит погрузки вместе с перевозимым полуприцепом, при этом при транспортировке обеспечивается надежная устойчивость от опрокидывания. Новая платформа адаптирована к имеющейся инфраструктуре и может курсировать без ограничений маршрутов следования.
Насколько перспективно направление контрейлерных перевозок и какие сдерживающие факторы можете выделить? Как можно решить эти проблемы?
Для привлечения клиентов в сегмент контрейлерных перевозок, мы расширяем модельный ряд подвижного состава, дополнительно разрабатываем оборудование, необходимое для предоставления сервиса. Сегодня есть ряд сдерживающих факторов, таких как частичная неготовность инфраструктуры, неготовность владельцев парков грузовых машин перестроить технологию перевозок, автомобильные грузопотоки не всегда совпадают с местоположением терминалов, осуществляющих выгрузку и погрузку контрейлеров. Контрейлерные перевозки – инновационный тренд в развитии железнодорожного транспорта и один из путей совершенствования технологий перевозок грузов. И те темпы роста, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента. Формирование новых маршрутов и запуск ускоренных поездов станут мощным стимулом для дальнейшего развития контрейлерных перевозок.
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Несмотря на значительные макроэкономические изменения, которые произошли в 2022 году, приоритеты развития АО «ФГК» сохраняют свою актуальность.
По итогам 2021 года объем перевозок на контрейлерных платформах АО «ФГК» составил 15,5 тыс. тонн, относительно 2020 года он увеличен в 7,8 раза.
Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный.
За 2020 год в ФГК на 6% по сравнению с 2019 годом увеличилось число сотрудников, прошедших обучение, а расходы на обучение одного работника выросли на 18%