Единый контактный центр
8-800-250-4777   |  Официальный e-mail info@railfgk.ru

Новые формы старых технологий

ОАО "РЖД" нацелено на организацию контрейлерных отправок по закольцованным маршрутам

Участники рынка контрейлерных перевозок разрабатывают новые технологии, расширяют географию отправок и наращивают парк платформ. Объем такого вида перевозок по сети ОАО "РЖД" продолжает динамично увеличиваться. При этом остается несколько факторов, сдерживающих развитие этого сегмента.

Маршруты роста

Как рассказал "Гудку" заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) по транспортному обслуживанию Андрей Дреничев, с января по август 2022 года на сети ОАО "РЖД" погружено 815 контрейлерных платформ, в то время как за аналогичный период прошлого года – 316 платформ (рост в 2,6 раза).

"Успешно развиваются контрейлерные перевозки продовольственных и промышленных товаров на Северной железной дороге на маршрутах Приволжье – Воркута, Сосногорск – Воркута и Сосногорск – Усинск, – сообщил Андрей Дреничев. – За 8 месяцев 2022 года на данном направлении погружено 398 вагонов, что выше аналогичного периода прошлого года более чем в 4 раза".

В холдинге также фиксируют рост перевозок на регулярном контрейлерном маршруте Москва – Уссурийск – Москва более чем в 3,5 раза к аналогичному периоду прошлого года (за 8 месяцев 2022 года погружено 287 вагонов, за 8 месяцев 2021-го – 83 вагона).

Расширяется география перевозок – в текущем году АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК) открыло новые маршруты Новосибирск – Якутия и Санкт-Петербург – Дальний Восток. А в начале сентября состоялась отправка первого рефрижераторного полуприцепа с мясной продукцией со станции Черняховск (Калининградская магистраль) на станцию Белый Раст (Московская дорога) и в обратном направлении. Время в пути в одну сторону составило около 3,5 суток.

Выгода для всех

По словам Андрея Дреничева, положительная динамика в развитии контрейлерных перевозок достигнута за счет решения целого комплекса технико-технологических, информационных и коммерческо-правовых задач, в том числе обеспечения важнейшего фактора в развитии контрейлерных перевозок – ускоренной доставки.

"Включение одиночных вагонов и групп вагонов с контрейлерами в состав контейнерных поездов позволило существенно сократить сроки доставки и снизить показатели оборота вагонов, обеспечив тем самым конкурентоспособность контрейлерного сервиса по отношению к перевозкам автомобильным транспортом", – заявил он.

Генеральный директор ФГК Виктор Воронович относит к преимуществам контрейлерных перевозок снижение аварийности и загруженности федеральных трасс, оптимизацию парка тягачей, преодоление инфраструктурных ограничений и улучшение экологической ситуации. Кроме этого, такой вид отправок возможно использовать для транспортировки практически всей номенклатуры грузов, перевозимых автотранспортом, кроме опасных грузов.

"В перспективе мы готовы перевозить и грузы, требующие поддержания температурного режима", – сообщил Виктор Воронович.

Поезд в поиске грузов

Основной задачей для развития контрейлерного сервиса является организация регулярного движения ускоренных контрейлерных поездов.

В июле 2022 года уже состоялась отправка первого контрейлерного поезда по маршруту Москва – Новосибирск – Москва, полностью состоящего из платформ АО "ПФКО Экспресс" с погруженными на них полуприцепами транспортной компании Delko (подробнее об этом в материале "Гудка" от 21.07.2022).

"Такой способ транспортировки имеет ряд преимуществ для грузоотправителей, в том числе обеспечение гарантированного времени доставки грузов согласно разработанному расписанию, выстраивание сквозных логистических процессов при перевозке различными видами транспорта и получение от этого соответствующего экономического эффекта, – считает Андрей Дреничев. – Также технология предоставляет автомобильным транспортным компаниям возможность оптимизации и сохранения собственных ресурсов в условиях дефицита запасных частей".

Как сообщил "Гудку" исполнительный директор АО "ПФКО Экспресс" Роман Вдовин, на текущий момент выйти на регулярные отправки полносоставных контрейлерных поездов по маршруту Москва – Новосибирск – Москва пока не удалось из-за экономической нецелесообразности таких перевозок.

"Грузовой поток из Новосибирска дешевле и значительно меньше, чем из Москвы, – отмечает Роман Вдовин. – При этом в отличие от традиционных автомобильных отправок мы не можем подбирать грузы в пути следования, например, в Екатеринбурге. Следовательно, компаниям приходится либо перевозить груз, собранный в короткие сроки по минимальным ставкам, либо возвращать контрейлеры в порожнем состоянии во избежание простоя вагонов".

По его словам, аналогичная ситуация складывается и по другим маршрутам, например, из Москвы в Красноярск или Иркутск, где в одну сторону грузопоток хороший, а в обратном либо его полное отсутствие, либо в меньшем объеме. При этом в отличие от контейнерных перевозок ("тара" которых далее задействуется в импорте/экспорте с Китаем) контрейлер с вагоном необходимо вернуть обратно в пункт отправки.

В настоящее время ЦФТО стремится увеличить клиентскую базу с целью развития и организации контрейлерного сервиса, в том числе поездными формированиями на закольцованных маршрутах: Москва – Новосибирск, Москва – Уссурийск, Москва – Хабаровск, Москва – Иркутск.

"Темпы роста, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента, – считает Виктор Воронович. – Формирование новых маршрутов и запуск ускоренных поездов станут мощным стимулом для дальнейшего развития контрейлерных перевозок".

Конкуренция нарастает

Для привлечения клиентов в сегмент контрейлерных перевозок ФГК расширяет модельный ряд подвижного состава и дополнительно разрабатывает оборудование, необходимое для предоставления сервиса. Сегодня в собственности у компании находятся 102 платформы модели 13-5205 и 1 платформа модели 13-6701.

"В 2022 году мы планируем приобрести еще 100 единиц контрейлерных платформ колодцевого типа модели 13-6701, – сообщил Виктор Воронович. – Особенностью платформы является ее способность свободно вписываться в основной габарит погрузки вместе с перевозимым полуприцепом, при этом при транспортировке обеспечивается надежная устойчивость от опрокидывания. Новая платформа адаптирована к имеющейся инфраструктуре и может курсировать без ограничений маршрутов следования".

Возможность нарастить парк рассматривают и в АО "ПФКО Экспресс". Так, к концу I квартала 2023 года в компании планируют увеличить количество платформ с 66 до 100 единиц. Однако для этого необходима благоприятная для развития сервисов ситуация на рынке, в том числе рост стоимости автомобильных перевозок.

"На сегмент контрейлерных отправок повлияло среднее падение по рынку стоимости автомобильных перевозок в сравнении с началом текущего года (приблизительно с апреля 2022 года в среднем на 30%), – рассказал Роман Вдовин. – Причиной этому стал профицит перевозчиков из-за их возвращения в Россию с европейского рынка и уход с российского рынка ряда крупных грузовладельцев. При этом железнодорожный тариф со сборами и стоимость разгрузочно-погрузочных операций увеличились на 23%. В случае дальнейшего повышения тарифа контрейлерные перевозки станут полностью экономически нецелесообразными".

Выходом из ситуации могло бы послужить введение скидок на железнодорожный тариф для осуществления контрейлерных перевозок вне зависимости от объемов отправки.

"Скидки необходимы, чтобы масштабировать географию сервиса, – ранее сообщил "Гудку" генеральный директор "Авто-ПЭК" (автомобильная грузоперевозочная компания) Дмитрий Иевлев. – Сначала можно сфокусироваться на развитии системы в крупнейших субъектах РФ с населением более 1 млн человек. Например, в Уральском и Сибирском федеральном округе. В перспективе масштабирование географии сделает предложение перевозчиков более конкурентным, и, как следствие, снизятся тарифы".

Сдерживающими факторами для развития контрейлерных отправок также являются неготовность владельцев парков грузовых машин перестроить технологию перевозок, автомобильные грузопотоки не всегда совпадают с местоположением терминалов, осуществляющих выгрузку и погрузку контрейлеров, считает Виктор Воронович.

"Все станции городов, известных большими грузопотоками (Москвы, Челябинска, Екатеринбурга, Владивостока, Санкт-Петербурга, Краснодара), соответствуют предъявляемым требованиям для контрейлерных перевозок. Однако не во всех небольших городах без крупных предприятий существует необходимая инфраструктура", – заключил коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский.

https://gudok.ru/newspaper//?ID=1614690