Единый контактный центр
8-800-250-4777

Уголь в контейнерах. Рекорды перевозки и перспективы рынка//Гудок

В июне зафиксирован рекордный объём погрузки каменного угля в контейнерах типа open top по железной дороге – 138 тыс. тонн за один месяц. Весь этот груз отправился на экспорт в Китай. Операторы отмечают, что эксплуатация специализированных контейнеров увеличивает скорость доставки. При существующих ценах на уголь объемы его отправок в контейнерах open top сохранятся на сегодняшнем уровне и даже могут вырасти во втором полугодии.

По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО), за шесть месяцев 2021 года по сети проследовало более 15 тыс. контейнеров open top с углём, объём перевозок превысил 0,5 млн тонн. В июне темпы погрузки достигли рекордных месячных показателей – 138 тыс. тонн. Расширилась и география перевозок: в июне уголь в специализированной таре отправили со станции Минусинск Красноярской железной дороги. Также такие отправки выполняют на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной магистралях. В относительных цифрах – это менее одного процента от экспортных отправок угля, но обращают на себя внимание темпы прироста: подобным образом уголь впервые перевезли только в прошлом году.

Все отправленные контейнеры с углём следуют через сухопутные погранпереходы в Китай. Как отмечает заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин, рекордный объём погрузки в open top во многом объясняется активным спросом на эту продукцию в КНР и скидками на контейнерные перевозки, которые действуют в Поднебесной. «Для клиентов выгодны указанные перевозки, так как они дают возможность получить субсидирование на территории Китая, поскольку контейнерные перевозки там имеют преференции», – добавляет первый заместитель генерального директора АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочернее общество ОАО «РЖД») Леонид Воронин.

Вдобавок, перевозки угля open top в отличие от перевозок в универсальных полувагонах не ограничиваются квотами, установленными на Восточном полигоне.  Как рассказал «Гудку» генеральный директор «Национальной угольной Ассоциации» Сергей Борисов, не все поставщики угля, особенно небольшие предприятия, могут получить квоту на вывоз продукции в полувагонах, поэтому выбирают перевозку в специализированных контейнерах. Сейчас интерес к таким перевозкам подогревают высокие цены на уголь, установившиеся на мировых рынках. «Объем перевозки угля в контейнерах по железной дороге напрямую зависят от стоимости продукции. Сейчас цены на рынке высокие, что стимулирует перевозки. Полагаю, что в этом году объемы погрузки в open top сохранятся на существующем уровне и могут постепенно расти», – прогнозирует Сергей Борисов. 

В настоящее время уголь в контейнерах типа open top перевозят АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочернее общество ОАО «РЖД»), ПАО «Трансконтейнер», с июня такие отправки начала ПАО «Первая Грузовая Компания» (ПГК). Операторы отмечают высокий потенциал этого сегмента рынка перевозок, заявляя, что специализированная тара не уступает универсальным полувагонам по грузоподъёмности. «Один 20-футовый контейнер типа open top перевозит 34 тонны угля. Так как на вагоне-платформе вмещаются два таких контейнера. Получается, что на одном вагоне можно отправлять 68 тонн продукции, что сопоставимо по грузоподъёмности с полувагоном», – говорит Леонид Воронин.

В эксплуатации open top более удобен, чем полувагон, отмечают игроки рынка. «Особенность перевозки контейнеров open top заключается в удобстве погрузки и выгрузки угля. Кроме того, на контейнерные отправки нет таких ограничений со стороны РЖД в адрес пограничных переходов как на универсальный подвижной состав. В ближайшее время мы планируем наращивать объем перевозимой продукции в специализированных контейнерах», – комментирует начальник департамента экспедирования ПГК Никита Горчаков.

Кроме того, решается проблема с перевалкой грузов на пограничных станциях при смене колеи для отправок в КНР. Если при перевозке угля в полувагонах требуется перевалка груза, то контейнер можно просто перегрузить с помощью ричстакера с одной платформы на другую. «Отсутствие необходимости перевалки груза в подвижной состав узкой колеи решает проблему смерзшегося угля, вагоны с которым в зимний период могут простаивать на станциях по несколько суток. При этом у большинства грузоотправителей есть оборудование, необходимое для погрузки угля в контейнеры типа open top, поэтому существенных различий в технологии погрузки в полувагоны или контейнеры нет», – отмечает директор по продажам и клиентскому сервису «Трансконтейнер» Никита Пушкарёв.

По словам Леонида Воронина, контейнерные отправки позволяют увеличивать перерабатывающую способность пограничных станций и сокращать сроки доставки груза. «Изначально погранично-таможенные операции с угольным контейнерным поездом на станции Забайкальск занимали около 4 часов, теперь благодаря автоматизации процессов по перестановке контейнера с одной платформы на другую на пограничных станциях на эту процедуру уходит менее полутора часов, – рассказывает первый заместитель генерального директора ФГК. – За счет ускорения оборота вагона мы повышаем технологическую эффективность работы нашего парка.

В ФГК уточняют, что пока для перевозок каменного угля используются контейнеры open top китайских партнеров, однако компания готова рассматривать варианты приобретения специализированных контейнеров под конкретные проекты и контракты с грузоотправителями.

Как ранее писал «Гудок» на сегодняшний день в России наблюдается дефицит специализированных контейнеров. Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило на заседании экспертного клуба Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) заявил, что уже сегодня срок ожидания заказанных контейнеров open top составляет несколько месяцев. По его мнению, производство специализированных контейнеров могло бы стать свободной нишей для российских производителей.  

Источник: Гудок

Вернуться назад