Экспертное мнение
Заместитель генерального директора по техническому развитию - главный инженер АО «ФГК» Андрей Шевцов
Реализация сервиса по перевозке контейнерных грузов на скоростных платформах с эксплуатационной скоростью 140 км/ч позволит сформировать новый продукт для рынка
Проект по созданию скоростного вагона-платформы с эксплуатационной скоростью 140 км/ч реализуется в соответствии с Программой инновационного развития АО «ФГК» на период до 2025 года. В конструкции новой 80-футовой, скоростной, шестиосной фитинговой платформы используется инновационная трёхосная тележка. Это и еще ряд уникальных конструкционных преимуществ позволяют ей быть более грузоподъемной при меньшей нагрузке на инфраструктуру. На ней возможно будет перевозить два 40-футовых контейнера.
Планируется, что в перспективе такие платформы будут использоваться для перевозок грузов на направлении Дальний Восток – Европейская часть России, для транзита Китай – Европа при перевозке деликатных грузов с высокой добавленной стоимостью со скоростью, сопоставимой с движением пассажирских поездов. Реализация этого сервиса позволит сформировать на сети российских железных дорог новый высокомаржинальный продукт для рынка.
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Несмотря на значительные макроэкономические изменения, которые произошли в 2022 году, приоритеты развития АО «ФГК» сохраняют свою актуальность.
Темпы роста контрейлерного сегмента, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента
По итогам 2021 года объем перевозок на контрейлерных платформах АО «ФГК» составил 15,5 тыс. тонн, относительно 2020 года он увеличен в 7,8 раза.
Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный.
За 2020 год в ФГК на 6% по сравнению с 2019 годом увеличилось число сотрудников, прошедших обучение, а расходы на обучение одного работника выросли на 18%