Экспертное мнение
Генеральный директор АО «ФГК» Виктор Воронович
Дистанционное взаимодействие
Почти все услуги АО «ФГК» предоставляет клиенту в электронном виде. Компания постоянно обновляет платформу личного кабинета клиента, добавляя туда новые функционалы.
Одним из сервисов на предоставление подвижного состава является электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» ОАО «РЖД», где мы размещаем вагоны, в том числе в рамках сервиса «Лоты подвижного состава» и программы по обеспечению вагонами предприятий МСП.
На интернет-портале АО «ФГК» реализован функционал калькулятора, позволяющий в любое время получать информацию о стоимости услуг по предоставлению вагонов. Кроме того, на базе программы «Rail-Тариф» функционирует программный модуль, также позволяющий производить расчёт стоимости предоставления вагонов.
Для взаимодействия клиентов с сотрудниками компании развивается личный кабинет клиента (ЛКК). Сегодня это широкая линейка онлайн-сервисов – заключение электронных договоров, расчёт ставок, оформление протокола согласования цены с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) и информация о ходе согласования документов. Также наличие ЛКК позволяет оформлять заказы на предоставление вагонов и возврат денежных средств, заключать дополнительные соглашения по электронному документообороту (ЭДО), информировать пользователя об обеспечении заказов порожними вагонами с учётом прогноза прибытия на станцию погрузки и о текущих гружёных рейсах клиента, истории погрузки и движении денежных средств. Кроме того, платформа ЛКК предоставляет программный интерфейс получения информации об актуальной стоимости услуг АО «ФГК».
Удобство взаимодействия клиентов с АО «ФГК» достигается также за счёт перехода компании на электронный документооборот с ЭЦП. Уже более 86% клиентов переведены на ЭДО.
Для получения оперативной информации о деятельности и услугах АО «ФГК» в компании функционирует Единый контактный центр, а на нашем интернет-сайте – раздел «Обратная связь».
АО «ФГК», постоянно расширяя спектр своих услуг, активно наращивает своё присутствие в сегменте контрейлерных перевозок. Для того чтобы привлечь новых клиентов в сегмент контрейлерных перевозок и удовлетворить их потребности, АО «ФГК» расширяет модельный ряд подвижного состава.
Для развития клиентских сервисов мы проводим работу по цифровизации внутренних бизнес-процессов.
Из последних разработок АО «ФГК» можно выделить такие сервисы, как расчёт стоимости услуг транспортной экспедиции, мобильное приложение, возможность онлайн-взаимодействия менеджеров и клиентов через личный кабинет.
Кроме того, выполнена интеграция личного кабинета с АС ЭТРАН для обмена информацией по заказам на предоставление вагонов.
В планах компании продолжить работу по цифровой трансформации.
Специалисты компании постоянно увеличивают массив сбора данных о состоянии парка вагонов компании, в том числе для вновь приобретаемого подвижного состава, такого как контрейлерные и фитинговые платформы.
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Несмотря на значительные макроэкономические изменения, которые произошли в 2022 году, приоритеты развития АО «ФГК» сохраняют свою актуальность.
Темпы роста контрейлерного сегмента, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента
По итогам 2021 года объем перевозок на контрейлерных платформах АО «ФГК» составил 15,5 тыс. тонн, относительно 2020 года он увеличен в 7,8 раза.
Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный.
За 2020 год в ФГК на 6% по сравнению с 2019 годом увеличилось число сотрудников, прошедших обучение, а расходы на обучение одного работника выросли на 18%