Экспертное мнение
Заместитель генерального директора по техническому развитию - главный инженер АО «ФГК» Андрей Шевцов
Цельнокатаным колесам должен быть назначен ресурс по предельному состоянию, а не срок
При эксплуатации вагонов парка АО «ФГК» имеют место случаи отказов, основанием для которых являются неисправности цельнокатаных колес или их несоответствие нормативным требованиям. Как показывает анализ, основной причиной является некачественный ремонт ходовых частей грузовых вагонов, в первую очередь тележки, вследствие чего колесная пара эксплуатируется с отступлением от норм. Таким образом, по нашему мнению, уменьшить отказы можно за счет повышения качества ремонта грузовых вагонов.
Второй важный фактор: собственник грузовых вагонов должен поддерживать средний показатель толщины обода колесных пар на должном уровне путем своевременного изъятия колесных пар с цельнокатаными колесами, выработавших своей ресурс, и их замены на новые цельнокатаные колеса.
Учет колесных пар на протяжении всего жизненного цикла – от момента изготовления, контроля всех ремонтов и исключения колесной пары – должен быть максимально полным и прозрачным. Главной целью такого учета будет исключение использования контрафактной продукции и повышение безопасности движения. Мы считаем, что цельнокатаным колесам должен быть назначен ресурс по предельному состоянию, а не срок. Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Несмотря на значительные макроэкономические изменения, которые произошли в 2022 году, приоритеты развития АО «ФГК» сохраняют свою актуальность.
Темпы роста контрейлерного сегмента, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента
По итогам 2021 года объем перевозок на контрейлерных платформах АО «ФГК» составил 15,5 тыс. тонн, относительно 2020 года он увеличен в 7,8 раза.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный.
За 2020 год в ФГК на 6% по сравнению с 2019 годом увеличилось число сотрудников, прошедших обучение, а расходы на обучение одного работника выросли на 18%