Экспертное мнение
Генеральный директор АО «ФГК» Виктор Воронович
Новые технологии как драйвер развития
Несмотря на значительные макроэкономические изменения, которые произошли в 2022 году, приоритеты развития АО «ФГК» сохраняют свою актуальность. Планы на следующий год предусматривают развитие компании в новых для рынка сегментах, среди которых отправка грузов в специализированных контейнерах и контрейлерные перевозки.
АО «ФГК» сохраняет стабильные позиции на рынке оперирования подвижным составом и является одним из крупнейших игроков в сегментах перевозок массовых грузов в полувагонах и на платформах. При этом компания нацелена и на развитие по другим направлениям – разработке инновационного подвижного состава и новых технологий перевозок.
Так, в ближайшее время мы запустим услугу по предоставлению вагонов-платформ и специализированных контейнеров. Сервис будет максимально учитывать потребности клиента и подстраиваться под его интересы за счёт кастомизации технических и технологических решений. В настоящее время совместно со стратегическими партнёрами мы закупаем определённые модели специализированных контейнеров – open top, hard top, bulk, а также увеличиваем парк платформ с фитинговыми упорами. В целом в ближайшей и среднесрочной перспективе мы видим значительный потенциал развития сегмента и увеличения объёмов перевозок широкой номенклатуры грузов в специализированных контейнерах.
В 2023 году мы продолжим работу по развитию скоростных контейнерных перевозок. Сегодня уже завершена разработка 80-футового скоростного вагона-платформы с максимальной скоростью 140 км/ч. В I квартале следующего года планируется приобрести пилотную партию таких платформ для формирования полносоставного контейнерного поезда, что позволит приступить совместно с ОАО «РЖД» к организации опытных перевозок и формированию принципиально нового транспортного сервиса для клиентов.
В рамках развития сегмента контрейлерных перевозок парк АО «ФГК» уже в этом году пополнится новыми вагонами-платформами колодцевого типа для перевозок автомобильных полуприцепов в количестве 100 единиц. Особенностью платформы является её способность свободно вписываться в основной габарит погрузки вместе с перевозимым полуприцепом. При транспортировке обеспечивается устойчивость от опрокидывания. Новая платформа адаптирована к имеющейся инфраструктуре и может курсировать без ограничения маршрутов следования. Используя этот подвижной состав, компания сможет приступить к предоставлению услуг экспедирования и организации перевозок контрейлеров для наших клиентов-автоперевозчиков.
Таким образом, важнейшим приоритетом АО «ФГК» в 2023 году и в долгосрочной перспективе станет внедрение надёжных транспортных решений, продуктов и сервисов, которые позволят эффективно и качественно удовлетворить потребности клиентов, а также будут способствовать достижению стратегических целей холдинга «РЖД» и государства.
ФГК – один из крупнейших собственников грузового подвижного состава и уделяет особое внимание содержанию своего парка. В собственности компании находится около 127 тыс. вагонов, которым необходимы не только эффективная логистика и коммерческая привлекательность, но главное – техническая исправность. Более 80% парка составляют полувагоны, из них 15% – инновационные, обладающие улучшенными техническими характеристиками.
В числе ключевых направлений инвестиционной деятельности ФГК – обеспечение необходимого для перевозок количества грузового подвижного состава, а также его работоспособного технического состояния с учётом поставленных перед компанией стратегических целей. Суммы, заложенные на приобретение, поддержание и модернизацию вагонов, составляют более 99% в общем объёме капитальных вложений.
С 2011 года показатель износа вагонного парка ФГК в среднем за год снижался на 2,1%. За 11 лет этот показатель уменьшился почти в два раза. Ежегодно компания ремонтирует плановыми видами ремонта в среднем более 40 тыс. вагонов: деповской ремонт – свыше 35 тыс., капитальный – более 5 тыс. В текущий отцепочный ремонт отправляется свыше 150 тыс. вагонов: ТР-2 – более 87 тыс., ТР-1 – свыше 60 тыс., подготовка вагонов к перевозке – более 3 тыс. В 2023 году в ФГК столкнулись с дефицитом запасных частей на рынке, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов. В целях исключения рисков остановки и простоя инновационных полувагонов компания разработала алгоритм действий, направленный на увеличение ресурса по сроку эксплуатации, пробега для подшипников кассетного типа. Кроме того, для выпуска вагонов из ремонта и обеспечения перевозочного процесса используются запасные части российского производства.
Для бесперебойных перевозок грузов, в том числе социально значимых и гуманитарных, ФГК обновляет парк грузовых вагонов, закупая новый подвижной состав. Также вырабатываются механизмы по продлению ресурса существующего парка. В 2022–2023 годах проведена модернизация с продлением срока службы более 700 единиц платформ, в перспективе до 2025 года планируем продлить срок службы ещё около 3 тыс. платформ. Компания ставит перед собой задачу обеспечить безопасную эксплуатацию подвижного состава в период всего его жизненного цикла. Это возможно только при постоянном контроле за качеством изготовления вагона и проводимых ремонтов, а также благодаря пристальному вниманию к отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям. Такие случаи тщательно расследуются, после чего принимаются соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать риски возникновения подобных ситуаций.
В перспективе компания будет развиваться в сегменте перевозок в специализированных контейнерах, в связи с чем мы уже сегодня смотрим на соответствующие ремонтные базы, анализируем их возможности для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Темпы роста контрейлерного сегмента, которые мы сейчас видим, говорят о том, что сегмент заинтересовал клиента
По итогам 2021 года объем перевозок на контрейлерных платформах АО «ФГК» составил 15,5 тыс. тонн, относительно 2020 года он увеличен в 7,8 раза.
Износ цельнокатаных колес в первую очередь зависит от интенсивности эксплуатации грузового вагона, под которым находятся колеса, и очевидно, что у разных вагонов, эксплуатируемых с различной интенсивностью, износ колес будет существенно отличаться.
Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей – вопрос принципиально важный.
За 2020 год в ФГК на 6% по сравнению с 2019 годом увеличилось число сотрудников, прошедших обучение, а расходы на обучение одного работника выросли на 18%